Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый общественный институт , связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи, а так же дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники сиротских учреждений, поступающие в учебное заведение.
Социальной защиты студентов , относящихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет следующую систему:
1. Получение полного государственного обеспечения на время обучения;
2. Получение образования, вплоть до получения высшего образования на бесплатной основе;
3. Трудоустройство по окончании обучения;
4. Решение вопросов обеспечения жильем.
Социально-правовая работа с семьей
Социальный статус семьи
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:
1. Наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
2. Кол-во детей в семье;
3. Материальное положение (уровень доходов семьи, жилищные условия);
4. Психологический климат семьи (степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга).
Роль руководителя группы – своевременное выявление проблем ребенка, нуждающегося в социально-педагогической, психологической и правовой помощи.
Деятельность социального педагога по работе с семьей
1. Социально-педагогическая включает в себя:
а) помощь в обучение (предотвращение возникающих семейных проблем (отсутствие единых требований, чрезмерная строгость, отсутствие контроля) и формирование педагогической культуры родителей путем просвещение по следующим вопросам:
-Роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении сверстников;
-Значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей;
-Поощрение и наказание в воспитании детей в семье и т.д.;
б) помощь в воспитании- проводится в первую очередь с родителями путем консультирования.
2. Психологическая помощь – оказывает совместно с психологом или психотерапевтом.
3. Правовая помощь в форме консультирования родителей, студентов-сирот по вопросам жилищного, семейного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей.
4.Адресная помощь семье (оказание материальной, консультативной и т.д. помощи) по необходимости.